Классификация тренинговых игр


В данной статье я описал виды упражнений и тренинговых игр, которые используются мною и моими коллегами в работе, а так же дал краткое пояснение данной классификации.

Содержание статьи:

Сделай тренинг ярким

В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.

Виды тренинговых игр

 

Кейсы

Это упражнения, проблемная ситуация, которая требует какого-либо решения. Кейс может даваться как для самостоятельного решения, так и для работы внутри мини-групп. Основная задача кейса - научиться анализировать проблемную ситуацию, находить варианты решения и формировать основные пути действия. 

Мини-лекция

Это один из видов соло-активности тренера, когда необходимо довести до участников какие-то теоретические основы предстоящих методик. Рекомендуется данный вид активности делать не дольше 5-7 минут, иначе ваши участники уйдут в отключку.

Деловые игры

Это упражнения, которые имитируют какие-либо аспекты профессиональной деятельности. При этом деловые игры желательно прорабатывать под каждого конкретного клиента, тогда они дадут наибольший эффект. Разновидностью деловых игр являются бизнес-симуляции - более масштабные игры, в которых участникам представляется возможность прожить некоторый жизненный цикл в определенных условиях (например принять на себя полное руководство компанией и вывести ее в лидеры рынка).

Ролевые игры

Это упражнения, в которых участники исполняют определенные роли. Основная цель данных игр - отработка навыков и стратегий поведения. В зависимости от цели, ролевые игры могут быть проблемматизирующими (смотрите подробнее описание в Цикле Колба), либо закрепляющими успешное поведение. 

Групповая дискуссия

Это еще один вид активности из чемоданчика тренера, который позволяет из участников "вытянуть" в ходе дискуссии необходимые тренеру ответы. Обычно, дискуссия применяется для поиска решений каких-либо проблем и задач. 

Мозговой штурм и фасилитация

Оба этих инструмента позволяют с помощью усиления процесса обмена информации выйти на решение каких-либо нетривиальных для данной группы проблем. В обоих случаях главное соблюдать основные правила - всё, что говорится изначально - никак не критикуется и куда-либо выносится в виде записей (наример на флипчарт), а затем из всех идей выбирают наиболее удачные, которые можно применять на практике. При фасилитации тренер помогает в процессе выработки идей и направляет течение обсуждения в нужное русло. 

Игры-разминки

Пожалуй, наиболее веселая и запоминующаяся часть тренинга для участников (тот самый "вау-эффект"). Разминки можно разделить на несколько подвидов. Первые - упражнения на знакомства - используются в первый день для того, чтобы участники (и тренер) узнали друг друга получше. После знакомства, обычно, идут так называемые айсбрейкеры (или ледоколы) - их задача сломать лед между участниками. Ледоколы - это обычно какие-то небольшие веселые игры. Энерджайзеры - это упражнения, которые позволяют поднять групповую динамику. Они особенно хороши после кейсов и дискуссий, а так же после мини-лекций, когда необходимо встряхнуть участников. Если у вас идет двухдневный (и более) тренинг, тогда вам в собственную копилку обязательно необходимо добавить игры для начала второго дня. Это, по сути, упражнения аналогичные ледоколам, но более "близкие". 

Отдельно можно выделить командные игры, а так же игры для "успокоения" аудитории. 

Несколько игр вы можете найти в разделе "упражнений для тренингов" на моем сайте. 

Автор: Ренат Акмалов

{{for_trainers}}


Так же советую почитать: