О неформальном образовании взрослых


Это переводной кусочек статьи Малколма С. Ноулса (Malcolm S. Knowles, 1950), опубликованной в издании Chicago: Association Press. В данной статьи приведены размышления о том, чему и почему необходимо учиться взрослым.

Сделай тренинг ярким

В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.


Основная проблема нашего времени - работа с человеческими взаимотношениями и решить эту проблему можно только обучаясь. Навык человеческих взимоотношений - это навык, который должен быть усвоен каждым, он используется везде - дома, в школе, в церкви, на работе, и везде, где люди собираются вместе в небольших группах.

Таким образом у нас появляется задача для каждой группы взрослых. Эта задача реальна, конкретна и ясно поставленна (прим. - узнаете SMART?): каждая взрослая группа, независимо от ее состава, должна стать лабораторией демократии, местом, где люди могут получить опыт, чтобы научиться жить в кооперации. Отношения и мнения формируются в основном в исследовательских группах, рабочих групп, а также игровых группах, в которых взрослые участвуют добровольно. Эти группы краеугольные камни нашей демократии. Их цели во многом определяют цели нашего общества. Обучение взрослых должно давать следующе результаты:

Взрослые должны приобрести зрелое понимание самих себя. Они должны понимать собственные потребности, мотивы, интересы, возможности и цели. Они должны уметь смотреть на себя объективно и зрело. Они должны принимать себя и уважать себя за то, что они искренне стремятся стать лучше.

Взрослые должны развивать отношения принятия, любовь и уважение к другим. Это основы, на которых построены все человеческие отношения. Взрослые должны научиться отличать людей от идей, и оспаривать идеи, не угрожая людям (прим. очень похоже на тренинги по разрешению конфликтов). В идеале, эти отношения будут выходить за рамки принятия, любви, уважения и сочувствия и перерастать в искреннее желание помочь другим.

Взрослые должны развивать динамическое отношение к жизни. Они должны принять тот факт, что всё вокруг изменяется и должны думать о себе как о постоянно меняющихся. Они должны приобрести привычку смотреть на каждый опыт, как на возможность учиться и должны развивать навык в обучении от опыта (прим. - азы саморефлексии).

Взрослые должны научиться реагировать на причины, а не симптомы, поведение. Решение проблемы лежат в ее причинах, а не в симптомах. Мы научились применять этот урок в физическом мире, но до сих пор не научились применять его в человеческих отношениях (прим. опять же про обратную связь и систематический подход к решению проблем).

Взрослые должны приобрести навыки, необходимые для раскрытия потенциала их личностей. Каждый человек имеет способности, которые, в случае реализации, будут способствовать благополучию его самого и общества. Для достижения этих потенциалов требуются навыки многих видов-профессиональные, социальные, рекреационные, гражданским, художественные, и тому подобное. Это должно быть целью образования - дать каждому те навыки, которые необходимы для полного раскрытия его потенциала.

Взрослые должны понимать основные ценности в капитале человеческого опыта. Они должны быть знакомы с наследием знания, великих идей, великих традиций, о мире, в котором они живут. Они должны понимать и уважать ценности, которые связывают людей вместе.

Взрослые должны понимать сообщества и должны обладать навыками в управлении социальными изменениями. В условиях демократии люди участвуют в принятии решений, которые влияют на весь общественный строй. Необходимо, таким образом, чтобы каждый работник фабрики, каждый продавец, каждый политик, каждая домохозяйка, зная достаточно о правительстве, экономике, международных отношениях и других аспектах социального порядка, имел возможность разумно принимать в них участие.

Общество в наше время, как предупреждает нас Роберт Мэйнард Хатчинс, не может ждать следующего поколения для решения своих проблем. Время уходит слишком быстро. Наша судьба лежит на интеллекте, навыках и доброй воли тех, кто сейчас является гражданином. Инструментом, посредством которого свои способности могут быть улучшены является образование для взрослых. Это наша проблема. Это наша задача.

Автор: Ренат Акмалов

{{for_trainers}}

 


Так же советую почитать: