Создание тренинга - написание кейсов


Часто перед тренером, который хочет создать собственный продукт, встает вопрос - где взять кейсы для упражнений. Один из простых путей - поискать в интернете что-то похожее и использовать. Второй путь - написать кейс самостоятельно.

Сделай тренинг ярким

В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.

Написание кейсов, разработка тренинга

Итак, Вы решились на написание собственных кейсов. Логично было бы изначально понять - что же такое кейс, прежде чем его создавать. Вкратце - это один из инструментов обучения, который в своей основе использует описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. В ходе работы над кейсом, участники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные варианты решения и выбрать наилучший из них. 

Если говорить про типы (или классификацию) кейсов, то следует выделить две большие группы - кейсы с жесткой структурой (highly structured case) и кейсы не структурированные. Первые отличаются коротким изложением информации с четко-определенными цифрами, фактами и условиями. Решения данных кейсов, как правило, заранее продуманы. Неструктурированный кейс чаще представляет собой просто описание какой-либо ситуации с излишним количеством данных. Неструктурированный кейс может иметь большое количество вариантов ответов, в том числе и нестандартные. 

Так же при создании кейсов важно учитывать время, которое вы отводите на его решение. Так, мини-кейсы состоят из 1-2 страниц (чаще используются для иллюстрации той или иной ситуации), средние кейсы (размер 2-3 страницы) - используются для самостоятельного решения (или для решения в группах). Так же есть подгруппа "полных кейсов" - они обычно представляются на 20-30 страницах и предназначены для командной работы в течении нескольких дней. 

Из всего вышеизложенного становится ясно, что прежде чем создавать собственный кейс, надо определиться - кого и чему конкретно мы хотим обучить сотрудников (или участников). 

Исходя из цели и уровня участников, мы выбираем подходящий тип кейса, после чего необходимо составить базовую структуру кейса. 

В принципе, без разницы какой размер или тип кейса вы выберите, он должен включать в себя несколько стандартных блоков:

  1. Введение
  2. Описание проблемы (краткое описание проблемы - как она видится каждым из участников)
  3. Материалы для решения - в данном блоке дается информация, таблицы, данные и всё прочее, что должно помочь участникам в решении кейса. 

Теперь про некоторые требования и рекомендации при написании кейсов, о которых необходимо знать:

  • Кейс, описывающий ситуацию в конкретной, знакомой участникам компании, воспринимается с большим энтузиазмом
  • Случай, описанный в кейсе, должен быть основан на реальной ситуации
  • При создании кейса необходимо либо обладать собственным опытом в описываемой ситуации, либо воспользоваться помощью менеджеров, которые в ней побывали
  • В кейсе должна быть четко определена задача, вокруг которой он построен
  • При описании кейсов использовать только факты (без оценочных суждей, кроме случаев, когда это относится к мнению действующих в кейсе лиц)

Итак, теперь вы определились с целью кейса, набрали соответствующий материал, составили структуру и вдохнули в нее жизнь. Что же делать дальше? 

Теперь имеет смысл протестировать данный кейс - на знакомых, коллегах и т.д. Цель теста - показать слабые места в описании кейса. Обычно так бывает, что сам создатель не всегда адекватно относится к собственному творению и может либо его слишком приукрасить, либо же наоборот слишком критически на него смотреть. Чтобы этого не произошло и нужен взгляд со стороны. 

Теперь что касается небольших "фишечек" при написании: если одна из целей вашего кейса - проверить как участники умеют работать с информацией, то блок 3 (материалы для решения) можно написать в виде неструктурированной информации (все диаграммы, схемы, картинки и таблицы заменить текстами). Если же такой цели не стоит - то лучше не глумиться лишний раз над участниками, а сосредоточиться на главном.

Если же Вам нужно потренировать в участниках навыки детального изучения материала (когда любая мелочь может быть главной) - то можно в кейсе эту самую "мелочь" спрятать в паутине слов (например один из видов кейсов на переговоры, когда командам надо прийти к win-win: обоим командам нужны фрукты, но только одной команде нужна кожура, а второй - орехи. И про кожуру и орехи в тексте сказано очень мелко и буквально одним предложением). 

Если Вам необходимо потренировать умение делиться информацией и задавать вопросы - то тут прямой путь к разделению частей представляемой информации между всеми участниками таким образом, чтобы без взаимного обмена и диалога решения не было.

И еще один совет напоследок - если вы используете чужие кейсы, то обязательно их несколько раз прочитайте, самостоятельно решите и посмотрите на каких этапах могут возникать вопросы у участников. Жалкое зрелище, когда сам тренер не может разобраться в кейсе, который предлагает решить участникам.

Примеры готовых кейсов можно найти у моих коллег на сайтах, например на сайте http://blogtrenera.ru/blog/metody-treninga-metod-kejsov-case-study.html

Автор: Ренат Акмалов


Так же советую почитать: