Простой инструмент анализа имиджа руководителя


Чтобы начать куда-то двигаться, нужно определиться с отправной точкой и пунктом назначения. А так же желательно определить какие по дороге могут возникнуть барьеры. В этой статье представляю простой и универсальный инструмент, который поможет выбрать правильное направление движения.

Содержание статьи:

Для систематизации подхода к формированию имиджа руководителя, имеет смысл выделить основные направления, которые влияют на имидж.

Персональные характеристики

До сих пор людей встречают по одежке. И именно первое впечатление часто играет решающую роль при формировании восприятия имиджа руководителя. Если восприятие оказалось положительным, то и вся последующая информация будет попадать на плодородную почву.

Социальные характеристики

Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямое отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом.

Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. Очень часто можно услышать от людей, что их мнение о человеке формируется по наличию или отсутствию семьи у руководителя, по обстановке (пусть и специально демонстрируемой) внутри семьи

Личная миссия руководителя

Миссия организации, по определению Томпсона и Стрикланда, отвечает на вопрос: «В чем заключается наша деятельность, и чем мы будем заниматься?». Что касается руководителя организации, то, если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца.

Миссию можно определить как «способ выделения среди конкурентов». Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя - это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию организации.

Ценностные ориентации руководителя

Лидер всегда пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует «внутренний» имидж руководителя. Но, если руководитель является наемным сотрудником, то ему просто не позволят в долгосрочной перспективе значительно видоизменять ценности организации. И тут важно привести свою систему ценностей в соответствие с ценностями организации или поменять место работы. Как бы то ни было, наличие прозрачного набора ценностей и жизнь по ним, помогает сотрудникам и коллегам повысить уровень доверия к руководителю, т.к. становятся понятны критерии принятия решения руководителем.

Что касается влияния ценностных ориентаций на «внешний» имидж руководителя, то тут следует учитывать влияние национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в западной культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, восточной же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Таким образом, несовпадение ценностей руководителя с ценностями конкретной культуры, приведет к ухудшению "внешнего" имиджа руководителя.

Разумный подход к построению имиджа

Каждое из направлений заслуживает отдельного внимания. При этом на некоторые характеристики влиять проще (социальные характеристики), на некоторые сложнее (персональные характеристики).

Для целенаправленной работы с имиджем, я рекомендую построить следующего вида таблицу:

В этой таблице необходимо в одном столбце выписать все характеристики, которые положительно влияют на имидж руководителя, а в другом - все характеристики с отрицательным влиянием.

После необходимо составить еще одну таблицу, в которой распределить все характеристики, которые присущи руководителю по 4 квадрантам.

Первый квадрант - включает факторы, положительно влияющие на имидж руководителя, но которые практически невозможно изменить. За ними необходимо постоянно следить, чтобы их влияние не превратилось в отрицательное

Второй квадрант - положительно влияют на имидж и на них можно оказывать влияние. Руководителю необходимо поддерживать и сохранять данные факторы

Третий квадрант - отрицательно влияющие факторы, на которые можно повлиять. Что собственно и необходимо делать - или с помощью консультантов или с помощью саморазвития

Четвертый квадрант - отрицательно влияющие факторы, на которые невозможно влиять. Их присутствие необходимо нивелировать с помощью PR-технологий. Например, маленький рост часто нивелируют правильным ракурсом съемки

Таким образом, Вы получите достаточно четкие направления работы по формированию собственного имиджа. Дальше осталось дело за малым - начать действовать.


Так же советую почитать:


Мастер-класс "Управление проектами" для новичков

Я подготовил презентацию для проведения мастер-класса по управлению проектами для новичков - тех, кто еще не знает что это такое.