Развитие таланта ИТ-специалиста


Часто обращая внимание на ИТ-специалистов и обдумывая процесс их развития, можно сказать «Что русскому хорошо-французу смерть». Ведь ИТ-специалисты – особенные люди и это стоит признать. В данной статье пойдет речь о том, зачем, каким образом и что именно стоит развивать у ИТ-специалистов.

Содержание статьи:

 

А зачем его развивать

Основной вопрос при развитии сотрудника – «а зачем?». Собственно вопрос достаточно резонный и ответ на него лежит на поверхности –профессия ит-специалиста появилась сравнительно недавно и при этом молодеет с каждым днем. Средний возраст ИТ-специалиста на текущий момент – 25-26 лет. Так же на рынке существует дефицит кадров, работающих в ИТ-сфере. В основном это связано как с бурным ростом индустрии, так и с спецификой поиска работы данными специалистами. Если программиста или системного администратора найти еще не так сложно (обычно это студенты старших курсов), то разработчика или руководителя проекта найти уже сложно – обычно эти люди устраиваются на работу по знакомству. В связи с этим чаще получается выгоднее и эффективнее обучить собственного специалиста необходимым в работе навыкам.

Прежде чем перейдем непосредственно к изучению вопроса развития «айтишника», предлагаю вкратце ознакомится с карьерной лестницей, по которой двигается ИТ-специалист. При этом мы будем рассматривать вертикальный рост специалиста, так как при движении по горизонтали требования к навыкам специалиста практически не меняются (мы не рассматриваем требования к новым знаниям).

Карьера ИТ-специалиста

Карьера любого ИТ-специалиста начинается со стажера (Junior developer) – обычно это ступень, с которой начинают молодые программисты, которые либо только закончили ВУЗ, либо учатся на последних курсах. На данном этапе, специалисты участвуют в несложных проектах и получают первый опыт работы в команде. Здесь основные навыки, которые требуются программисту – умение работать в команде, а так же коммуникативные навыки. Обычно, собственного уровня развития этих навыков программисту хватает для продвижения выше.

После получения базового опыта по разработке ПО на должности стажера, следующей ступенью в карьере будет «Разработчик ПО» (Developer). На данной ступени ИТ-специалист уже занимается разработкой новых и поддержкой существующих проектов.

Следующая ступень – ведущий разработчик (Senior developer). Основные обязанности программиста на этой позиции – детальное проектирование компонент на основе общих спецификаций. На данной позиции вперед по значимости выходит наличие навыка управления задачами, проектирования и владения инструментами анализа.

Если же специалист обладает не только профессиональными навыками в разработке и программировании, а так же владеет навыками управления коллективом и имеет хорошие коммуникативные навыки, то он может стать руководителем группы разработки (team leader). На данной позиции в должностные обязанности специалиста входит руководство небольшими проектами, подготовка и принятие проектных решений, руководство частью проектной команды (обычно состоит из специалистов разного профиля, например экспертов, аналитиков и т.д). Как уже можно догадаться, на данной позиции очень важны базовые навыки руководства людьми, навыки постановки целей и выработки решений. Дополнительно на данной ступени ит-специалист может заниматься коучингом и обучением новых сотрудников.

Следующая ступень – это менеджер проекта (Project manager). Здесь знания в области конкретных языков программирования отходят на второй план и основными требованиями становятся навыки проведения презентаций, умение рассчитывать сроки и бюджеты проектов, умение не просто руководить командой, а навыки решения внутренних проблем с взаимоотношениями, навыки проведения переговоров.

Предпоследняя ступень – это либо директор по разработке, либо менеджер программы (Program manager), который руководит сразу несколькими проектами. На данной позиции, как не сложно догадаться, дополнительно востребованы навыки тайм-менеджмента, а так же работы в стрессовых ситуациях.

Ну и заключительная ступень развития ИТ-специалиста – это ИТ-директор. На этой позиции очень важны следующие навыки: управление людьми, понимание основ бизнеса, стратегическое планирование.

Когда мы разобрались с основными ступенями в карьере ИТ-специалиста, можно перечислить все те навыки, которые необходимо развивать (естественно каждый HR-менеджер выберет из них именно те, которые соответствуют уровню своих ИТ-специалистов):

  • Коммуникативные навыки
  • Умение работать в команде
  • Навыки управления проектами
  • Навыки планирования, постановки целей и задач, а так же выработки альтернативных подходов
  • Основы менеджмента
  • Управление персоналом, руководство людьми
  • Навыки составления и проведения презентаций
  • Навыки ведения переговоров, клиентоориентированность
  • Тайм-менеджмент и работа в стрессовых ситуациях
  • Понимание основ бизнеса, построение бизнес-процессов
  • Стратегическое планирование

Дополнительно стоит отметить, что рассматривая карьерную лестницу ИТ-специалистов, мы в основном опирались на карьеру программистов. Если же мы посмотрим на другие ИТ-специальности (например администратор, либо сотрудники службы поддержки), то в них на первое место выходят коммуникативные навыки и клиенто-ориентированность.

Оценка ИТ-специалистов

После того, как вы выбрали перечень навыков, которые необходимо развивать в ваше ит-специалисте, пришло самое время провести оценку – какие из выбранных навыков на каком уровне развития находятся.

Для проведения оценки можно пользоваться любым из стандартных методов, например:

  • Тестирование – которое предполагает прохождение специалистов стандартных тестов. Плюс тестирования в том, что его можно проводить достаточно быстро и в любое время. Из минусов стоит отметить тот факт, что результаты тестов могут оказаться просто социально-ожидаемыми. То есть не буду отражать действительность.
  • Групповая дискуссия в ходе которой происходит обсуждение данного сотрудника с руководителями, а так же с самим сотрудником результатов работы и перспектив. Данный метод позволит увидеть, услышать и понять, как выглядит работа сотрудника в глазах других людей.
  • Ассессмент центр – как индивидуальный, так и групповой. Из плюсов можно выделить следующее - в ходе ассессмента можно составить наиболее полную картину по навыкам специалиста. Из минусов – данный метод достаточно затратен по времени и ресурсам.

Методика обучения

После выбора перечня необходимых навыков для вашего ит-специалиста и оценки уровня их развития, можно переходить к обучению.

«Айтишники» часто отличаются аналитическим складом ума, умением решать сложные задачи и тягой к получению новых знаний, поэтому наиболее эффективным методом развития ит-специалистов является бизнес-симуляция. В ходе проведения подобного метода обучения, специалисты не только получают новые навыки на практике, но и качественную обратную связь – в том числе от своих же коллег. Благодаря стремлению к развитию и получению новых знаний, будьте уверены-  ваш «айтишник» сам найдет дополнительную литературу для саморазвития. В данном случае нашей основной задачей будет – показать ему зоны роста и после не мешать. А в качестве дополнительной мотивации к обучению, можно прописать профессиональную карту, на основе которой проводить сертификацию через определенное время, после окончания обучения.

Автор: Ренат Акмалов


Так же советую почитать: